Пятница, 20.10.2017, 02:53
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА
Главная » Статьи » Театр » Новости Росконсульства

Перелетные птицы русского зарубежья

Оказавшись в силу разных причин далеко от Родины и превратившись в эмигрантов, в том числе в бывших союзных республиках, ныне самостоятельных государствах, русскоязычные труппы продолжают отстаивать свое творческое кредо, а так же родной язык вопреки мультикультурализму и политическим конфликтам перманентно возникающим на постсоветском пространстве и в мире. Россотрудничество оплачивает проезд до Саранска, а местные власти под руководством губернатора Владимира Волкова берут расходы на себя по проживанию и питанию. В данном случае, администрация города во главе с мэром Петром Тултаевым, и рвущиеся на родную землю коллективы идут навстречу друг другу, поскольку их интересы совпадают. Благодаря фестивалю Саранск превращается в театральную Мекку, где с нетерпением ждут приезда гостей и за два месяца до открытия форума раскупаются билеты, а приезжающие артисты ощущают себя своими среди своих и поэтому играют "на разрыв аорты". Есть еще одна особенность у этого фестиваля, куда после тщательного отбора экспертным советом спектаклей русских театров стран СНГ и дальнего зарубежья, приглашаются известные коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга и центральной России. Таким образом возникает многоцветный калейдоскоп русского мира, негласное соревнование профессионалов и мироощущений, связанных с корневой системой национальной культуры. И тут уж без психологической школы перевоплощения никак не обойтись, ибо это тот главный стержень, на котором держится, а значит сохраняется русский театр, давая фору другим стилям и направлениям, в том числе обогащая мировой кинематограф. Открывал фестиваль "Соотечественников" курский государственной драматический театр имени Александра Пушкина. Он неслучайно был выбран для столь торжественного события, поскольку у него богатая творческая биография, а художественный руководитель коллектива Юрий Буре является активным последователем реалистического, авторского театра, бережно сохраняющего русскую классику. "Обыкновенная история" Ивана Александровича Гончарова, рассказывающая о движении молодого человека к вершинам успеха и богатству, но забывающего при этом о душе и совести, - актуальна всегда. Так как любые технические новации немыслимы без внутреннего достоинства и честности по отношению к себе и людям. Александр Адуев в исполнении Михаила Тюленева, решившего завоевать Петербург, в своих благих намерениях спотыкается на одну простую вещь, как служить честно во славу отечества, не изменяя своей совести. И оказывается: достаточно уговорить себя на безобидный компромисс, - немедленно последует другой, и вот уже возведенная в мыслях пирамида успеха начинает кривиться, романтизм уступает прагматизму и любить по-настоящему не обязательно, главное, чтобы тебя любили и хорошее приданное обещали. В этих терниях легко запутаться, но достаточно взять за образец поведения знающего себе цену и продажному обществу Петра Ивановича Адуева, своего дяди в энергичном и достоверном исполнении Эдуарда Баранова, как все сомнения рассеиваются. К тому же окружающая жизнь так полна соблазнов, чего же им пропадать… Молодой Адуев настолько долго перевоспитывался, выжигая из себя каленным железом лирика, что даже не обратил внимание на позднее раскаяние старшего Адуева, фактически уничтожившего светлую душу жены, утратившую волю к жизни. Ну, скажите на милость, какие еще постановочные новации могут сравниться с трагедией перерождения в монстра на наших глазах? Ведь это своего рода гибель микрокосмоса и сколько еще кандидатов ждет своей очереди, чтобы вступить в общество безжалостных дельцов, страхуясь вынужденными обстоятельствами… Ни для кого не секрет, что художественный лидер в театре, это все. После того, как ушел из жизни Глеб Дроздов, создавший в 1988-ом году в Тольятти государственный экспериментальный театр "Колесо" коллектив перманентно находился в состоянии турбулентности, отвечая творческим требованиям то одного руководителя, то другого. И вот, наконец, в двадцать седьмом сезоне в театре появился новый худрук Михаил Чумаченко. Ему не надо было начинать с чистого листа, так как труппа была в основном укомплектована из молодых артистов, а значит энергии достаточно и риск заложен в крови у каждого. Так возникла идея фарсового представления "Чехов. Женщины", шесть историй о женщинах и мужчинах, собранная из комических рассказов Антона Павловича. Это озорное и смешное представление по жанру напоминает забытые русские водевили, предтечи современных мюзиклов, только без картонного гламура и песен под фонограмму. Тут у действующих лиц забавных приключений все по-настоящему, и поют они своими голосами, и танцуют не хуже, чем в звезды на льду, подтрунивая над женской глупостью и тупостью ревнивых мужчин почище "бутафорских" героев шоу Петросяна. Команда лицедеев под руководством Михаила Чумаченко "отрывается" по полной, но есть в ней один артист, забыть которого невозможно, настолько он органичен и неподражаем в роли ворчливого бухгалтера Хирина в рассказе "Юбилей". Из каких кладовых народный артист России Евгений Князев доставал ключи и отмычки для своего нелепого старика в валенках, постоянно прикладывающегося к бутылочке и всеми фибрами ненавидящего вертихвосток, мешающих писать доклад, это остается загадкой. Здесь срабатывает не только великое мастерство Князева, но какая-то волшебная магия таланта, когда перевоплощение достигает наивысшей точки кипения. Пожалуй, во время фестиваля это был один из лучших спектаклей, позволивший убедиться в том, что у провинции – собственная гордость, которая не зависит от географического положения. Сегодня "Ревизора" играют во многих театрах, подвергая ревизии современное общество и нанося удар по непотопляемой коррупции в разных сферах, там, где можно по-тихому украсть. Беспощадный к порокам человеческим Николай Васильевич Гоголь, выводя на сцену карикатурные типы, боролся с ними смехом. Здесь, казалось бы, и режиссер не нужен, поскольку Гоголь срежиссировал все отлично, да так, что ни одному из казнокрадов и шулеров, типа Хлестакова, мало не покажется. В русском драматическом театре республики Мордовия отличный мужской состав, почти на каждого актера можно ставить свой спектакль. Чего только стоит Николай Большаков, создавший гротесковый образ Ляпкина-Тяпкина, пытающегося заставить своих товарищей ходить строем, (поскольку субординацию надо соблюдать при любых режимах и свалившихся на голову ревизорах), и при этом строить такие рожи, что ими можно детей пугать. Это Сергей Адушкин - попечитель богоугодных заведений Земляника, вкрадчивый рамоли, на трясущихся ногах восходящий на "лобное место", где, как на троне сидит Хлестаков (артист Сергей Самарин), страдающий от жуткого похмелья и собирающий дать с перепуганных чиновников. Это, конечно, Алексей Тимин в роли непривычно строгого Городничего, делового и умного, все рассчитавшего заранее, как ублажить столичную штучку, и вдруг "давшего маху". Все, казалось бы, на своих местах, даже склонный к комиксам Владимир Буралкин, играющий Петра Ивановича Добчинского и таскающий повсюду за собой двойника в виде фанерной фигуры Петра Ивановича Бобчинского, в своем заключительном монологе по поводу злой судьбы – индейки вызывает сожаление, но почему-то ансамбль не сложился. То ли перенервничали актеры, то ли не договорились "на берегу" с режиссером Владимиром Шараповым, про что играют, и понадеялись - Гоголь не даст утонуть… А он взял и отомстил, заставил артистов трепетать, а зрителей вздыхать и уповать на лучший результат. Ну, что ж, прав был "певец Замоскворечья" Островский, когда писал: "Не все коту масленица"… Пришлось решать шарады и на мистической драме "Панночка" по мотивам повести Николая Гоголя "Вий" в сценическом переложении Нины Садур, набившей руку на своих трактовках классических произведений. Южно-казахстанский областной русский театр впервые приехал в Саранск и для него было очень важно произвести хорошее впечатление, чтобы попасть сюда вторично. Режиссер Олег Белинский вместе с художником Жомартом Дуйсебековым, не мудрствуя лукаво, создали на сцене художественный образ украинской деревни, заселив его голосистыми хуторянами, закусывающих зеленым луком и пампушками Хвески, ( жизнерадостной дивчины с богатыми формами актрисы Олеси Жуковой) горилку. Казалось бы, в этом благодатном крае, где так "гарно" умеют петь и рассказывать страшные байки, ничто не предвещает беды. А она уже нависла над несчастным бурсаком Хомой Брутом, случайно, а скорее всего не случайно, об этом Нина Садур умалчивает, попадающим в гостеприимное село, которому предстоит три ночи провести в заброшенной церкви у гроба Панночки, и вряд ли ему удастся выйти оттуда живым. Сказано – сделано. В кромешной тьме с одной горящей свечой начинаются жуткие коловращения, мертвая Панночка встает из гроба и пытается утащить Хому в ад, но очерченный круг и молитвы Хомы не дают ей дотянуться до трясущегося от страха юноши. Напряжение нарастает с каждой минутой, Анатолий Петриченко физически ощущает дыхание смерти, исходящее от прекрасной Панночки в исполнении Татьяны Миненко, умоляя всех святых спасти его. Наконец, пропел петух, и Хома снова на свободе, ярко светит солнце, трое казаков: Явнух – Анатолий Землянов, богатырь Спирид – Андрей Комаров, (вызывая ученого студента на бой, неожиданно отдает ему силу), Дорош- Максим Шереметьев, предлагают смертнику выпить, держаться до последнего, а заботливая Хвеська даже заговаривает о женитьбе. Но судьба уже сделала выбор, Хоме суждено уйти в мир иной, так как он заглянул за ту черту, куда человеку не положено смотреть. В итоге получилось мифическое представление с элементами мистики и этнографии в красивых картинках. На спектакле русского театра из Южного Казахстана "Панночка" мысли зрителей невольно обращались к украинскому театру, представители которого раньше приезжали на фестиваль "Соотечественники", а теперь оказались отрезанными от славянского мира из-за войны в Донбасе, той части Малороссии, о которой писал Николай Гоголь, такой близ кой россиянам. Как известно Израиль находится далеко от России, но и туда добрались наследники Щепкина и Станиславского. Превратившись в свободных художников, они распорядились свободой по-своему, не имея ничего общего с выгодной коммерцией. Эти альтруисты стали объединяться в бродячие группы, создавать на пустом месте спектакли и играть для выходцев из России, а когда дело пошло, то и для израильтян на иврите. Можно ли это назвать подвигом? В какой-то мере да. А с другой стороны, они не могли изменить любимому делу, в нем состоял весь смысл их жизни. Руководитель передвижного театра ZERO Олег Родовильский привез в Саранск сложнейший многоплановый спектакль "Женщина в песках" по мотивам одноименного романа Кобо Абе и вместе с Мариной Белявцевой блистательно сыграть философскую притчу на пустой сцене с одной камышовой занавеской, в сопровождении точно подобранной музыкой композитора Михаила Глозмана. Фактически у них ничего не было, кроме актерского мастерства, которое позволило им в течение полутора часов держать зрителей в напряжении, удивлять и восторгаться, как в неимоверно сложных условиях среди песчаных бурь и дефицита воды может возникнуть любовь между двух чужих людей, вселяющей веру в друг друга, а значит и надежду на счастье. Второй дуэт "Старомодной комедии" советского классика Алексея Арбузова состоялся в исполнении Татьяны Дербеневой-Якобсон (бывшей актрисы "Ленкома") и Алексея Якиманского, премьера которой состоялась в Русском Доме Копенгагена, прописавшегося здесь русскоязычного театра "Диалог". И опять декорации делались из подбора. Какие-то кресла, стулья, столы, настольные лампы, и все внимание сосредоточено на двух немолодых артистах, проживающих заново свою долгую, но такую прекрасную жизнь. На рижском взморье встречаются два одиночества. 0н - врач санатория, у которого все разложено по полочкам, она – вздорная пациентка, любительница неожиданных сюрпризов, но очень чуткий и отзывчивый человек. Неожиданно, две противоположности начинают сближаться, находить точки соприкосновения, между ними пробегает искра и от одиночества не остается следа. Мудрая и добрая история покорила зрителей, в том числе молодых, ибо ничто так не подкупает публику, как "живое сердце на ладони". Закрывал фестиваль спектакль Белорусского молодежного театра из Минска "Саня, Ваня, с ними Римас" по пьесе Владимира Гуркина. В нем сконцентрировалось все, и народные характеры, пережившие сталинские репрессии, голод и гибель родных во время Великой Отечественной войны, послевоенную разруху, а так же национальный менталитет: чтобы ни случилось не теряй бодрость духа, помни – жизнь, это вечная борьба. Опустишь руки – все потеряешь. Вот бабы далекой деревеньки, отгоревав и отплакав, собираются за одним столом, поют, и пляшут, а как же иначе, ведь дети должны жить в радости. Кажется, Бог наградил их редким даром отзывчивости и теперь актрисы делятся ею со зрителями, особенно не задумываясь, что сейчас модно, а что не модно, потому что выше судьбы человеческой на подмостках ничего нет. Главное это понять и донести до сознания своих "Соотечественников".

 



Источник: http://newtribuna.ru/news/2017/04/17/79567/
Категория: Новости Росконсульства | Добавил: Людмила (19.04.2017)
Просмотров: 137 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Театр им. Лермонтова [14]
Театры Казахстана [24]
"Аплодисменты - мой рай и ад" [17]
Авторы: Людмила Мананникова, Татьяна Темкина. Книга выпущена в издательстве «Жибек жолы» в 1998 г.
"Объяснение в любви" [9]
Людмила Варшавская. РИИЦ «Азия». 2008 г.
"Я родом из ТЮЗа" [34]
Людмила Мананникова. Типография «Искандер». 2010 г.
Портреты [3]
Персональный блог Людмилы Мананниковой [5]
Русский театр драмы им. Горького [3]
Астана-опера [4]
Персональный блог Миры Мустафиной [3]
Театр оперы и балета им. Абая [1]
Персональный блог Елены Брусиловской [1]
Память [2]
Новости Росконсульства [4]
Поделиться
Театр
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Облако тегов
    Обратная связь
    Имя отправителя *:
    E-mail отправителя *:
    Web-site:
    Тема письма:
    Текст сообщения *:
    Оценка сайта:
    Код безопасности *:

    Статистика

    Copyright MyCorp © 2017
    uCoz