Вторник, 26.09.2017, 19:08
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА
Главная » Статьи » Театр » Театр им. Лермонтова

Гульназ Балпеисова: В Казахстане почувствовала себя Чацким

1 июля 2017, суббота, 06:00
Константин Козлов

Режиссер дала эксклюзивное интервью
Наша соотечественница молодой режиссер Гульназ Балпеисова, ставшая надеждой театральной Москвы последних театральных сезонов, прибыла на свою родину, чтобы поставить на сцене Театра имени Лермонтова спектакль по пьесе «Горе от ума». В СМИ ее уже окрестили «девушкой из аула, покорившей Москву», хотя самой Гульназ такая формулировка не очень по душе. Тем не менее на сцене московского Театра имени Вахтангова она поставила два очень интересных и ставших популярными спектакля – «Фрекен Жюли» и «В Париж и обратно». Так что в любом случае событием в жизни театральной Москвы Гульназ точно стала. О том, как она шла к этому и каковы ее первые впечатления от работы на родине, Гульназ рассказала в эксклюзивном интервью газете «ЛИТЕР»
 
– Гульназ, когда вы решили ставить «Горе от ума», каково было ваше отношение к этому материалу? Это ваша пьеса или же пришлось «разогревать» в себе к ней любовь?
 
– Это был не мой выбор – мне предложили этот материал. Я вообще не очень представляла, как мне это делать. Это был полугодичный период желания влюбиться в этот материал – и это все же случилось. Но уже непосредственно в процессе.
 
– Каким образом?
 
– Приехав сюда, я, как бы смешно это ни звучало, ощутила себя Чацким! Мне начали открываться те вопросы, которые не возникали в Москве. Я сомневалась: актуально ли это сейчас, звучит ли это сейчас? До какой степени это болезненно для молодого человека, насколько ему необходимо быть услышанным, когда тебя взрывает изнутри? Но это, как ни банально, вечная проблема отцов и детей, семьи. Вот мы, молодые, уезжаем, возвращаемся обратно и хотим взаимопонимания с мамами и папами. Но часто возникает диссонанс у нас с ними, который появляется на почве информационного потока, который мы сейчас получаем. Испокон веку родители не понимали детей, и конфликт отцов и детей возникал и будет возникать. Одна моя подруга, которая живет в Германии, когда вернулась сюда, вдруг стала конфликтовать со своим отцом. Она сетует, что он неправильно живет, это все не так. Но ты не поменяешь человека, которому 75 лет, он привык так жить, это его правда и не надо его менять. А вот ты можешь меняться дальше – это требование самой жизни.
 
– Вы поставили уже два спектакля в Театре имени Вахтангова – театре легендарном. Тем не менее у людей, разбирающихся в московских театрах, есть свои пристрастия и свой «театральный хит-парад». В вашем рейтинге до того, как вы стали там работать и учиться у Римаса Туминаса, какое место он занимал?
 
– Театр Вахтангова был моей первой московской любовью. Тут никаких рейтингов не случилось – в 2008 году я посмотрела первый спектакль своего мастера Римаса Владимировича Туминаса «Дядя Ваня»
 
– Как вас приняли в этом театре?
– Все происходило постепенно и органично. Потому что я со второго курса работаю в Театре имени Вахтангова. Мой мастер уже тогда начал привлекать меня к работе. По факту обучение было уже в театре, мы вместе выпускали его легендарный спектакль «Пристань» с великими артистами Вячеславом Анатольевичем Шалевичем, Юлией Константиновной Борисовой, Юрием Васильевичем Яковлевым и другими. И я думаю, что благодаря нашему мастеру мы наловчились. Это был небезболезненный процесс, но органичный.
 
– В чем была эта небезболезненность?
 
– Театр Вахтангова – это отдельное государство, другой мир. Это сосредоточение звезд, умов, интеллекта. И надо было соответствовать всему этому. И в эти самые моменты несоответствия никто не скрывал, что ты чего-то не умеешь и тебе надо было бы немного поучиться. Это были достаточно хлесткие диалоги, которые не всегда были приятны, но в общем и целом стали достаточно хорошей школой. Они давали довольно жесткую мотивацию. Такая своего рода проверка: действительно ли это твое, действительно ли ты хочешь этим заниматься. И ко всему ли ты готов?
 
– А какой стиль театра исповедуете вы?
 
– Сегодня – никакой определенно. Я постоянно нахожусь в поиске, ищу то, что мне будет наиболее близко. И пока я не знаю, какой стиль театра будет на 100 процентов моим. Когда люди смотрели мои предыдущие постановки – «Фрекен Жюли» и «В Париж и обратно», они подходили и говорили, что у них такое ощущение, будто спектакль поставили два разных и совершенно непохожих режиссера. Кто посмотрит «Горе от ума», наверняка подумает, что это творение третьего режиссера. Но в этом и есть творческий поиск, и пока мне это интереснее всего.
 
– Изначально вы учились на артистку. Что тогда вами двигало? Вы хотели работать в театре или, как говорится, «стать звездой»?
 
– Я не могу сказать однозначно. Там была достаточно интересная предыстория того, как я попала в театр. Изначально я хотела стать художником-дизайнером и художником по костюмам в театре и кино. Мне этот мир показался очень интересным, волшебным фантасмагоричным. Но в конечном счете я поняла, что буду опять несчастной, когда буду одевать артистов, а они будут выходить на сцену или входить в кадр. То есть они будут счастливы, а я так и буду сидеть, одевая их и наматывая на кулак слезы! Эти догадки долго меня преследовали. Но я рискнула, и именно желание попробовать все, желание быть «человеком-оркестром» и направило меня в режиссуру.
 
– Ваша актерская карьера продолжается и в театре, и в кино?
 
– Нет, только в театре. Я была ассистенткой в спектакле «Бег» в постановке Юрия Николаевича Бутусова, и впоследствии сыграла там одну из ролей. И до сих пор играю. В кино мне не очень везет, да и, если честно, я не очень туда стремлюсь. Кино мне пока не так интересно. Актерство мне интересно как хулиганство, но мне хочется быть «по ту сторону». Потому что я могу помочь и артисту в его становлении, правильно понять себя. Это очень важно, чтобы был хороший учитель.
 
– В СМИ вас называют «девушкой из аула, покорившей Москву»...
 
– Честно сказать, я была возмущена такой формулировкой – интервью выпустили, не дав мне его почитать. Откуда такая страсть к этому словесному штампу – «покорять Москву»? Я ехала туда совершенно за другим, и никаких попыток ничего «покорить» не предпринимала. В конце концов, я же не военачальник, не полководец и ко мне это совершенно неприменимо. Я – режиссер, а слово «покорение» нужно применять только к военной истории – покорение Крыма, Америки, наполеоновские походы. Это все оттуда. Я занимаюсь творчеством, и агрессия мне совершенно ни к чему.
 
– Работая над «Горем от ума», вы столкнулись и с казахстанским театральным миром. Понятно, что с российским его сравнивать бессмысленно. Скажите, а в чем, на ваш взгляд, казахстанский театр сильнее всего отстал от российского?
 
– Во-первых, у нас не такая большая история театра, как у России, СССР и Российской империи – все-таки театральная традиция огромная. По сути, мы сейчас только начинаем понимать, постигать, открывать этому двери.
Но у многих еще есть такой подход, что зритель должен априори съедать все, что дает ему театр. Театр должен воспитывать в зрителе вкус, а сегодня нередко этим пренебрегают. Грубо говоря, общаются со зрителем по принципу «ешь, что дают». Отсталость устранить можно только тем, что нужно нагонять. Благо сегодняшний день это позволяет. Информация есть, и она открыта. А если она открыта, то зачем от нее отказываться? Я думаю, что чем шире мы раскроем дверь в эту сторону, тем быстрее мы догоним.
 
Беседовал Константин КОЗЛОВ, Алматы
 
СПРАВКА:
 
Гульназ Балпеисова родилась 23 июля 1989 года в ауле Шынгырлау (Западно-Казахстанская область, Республика Казахстан).
 
В 2016 году окончила Театральное училище имени Бориса Щукина (актерско-режиссерский курс Н.И. Дворжецкой и Р.В. Туминаса).
 
В качестве ассистента – стажера режиссера Римаса Туминаса приняла участие в выпусках спектаклей: «Евгений Онегин» (сцены из романа А.С Пушкина), «Улыбнись нам, Господи» по романам Г. Кановича, «Минетти» Т. Бернхарда.
 
С 2015 года как актриса и ассистент режиссера Юрия Бутусова участвует в спектакле «Бег» М.А. Булгакова.
 
В 2016 году приняла участие в выпуске спектакля «Мнимый больной» Ж. Б. Мольера в качестве ассистента выдающегося европейского режиссера Сильвиу Пуркарете.
 
Ее первая самостоятельная работа – спектакль «В Париже» по рассказам Ивана Бунина в рамках проекта «Спектакли мастерской Римаса Туминаса» – в январе, марте и мае 2016 года была представлена на Новой сцене Вахтанговского театра. Спектакль проходил с неизменными аншлагами.
 
В 2016 году состоялась премьера второго спектакля в постановке Гульназ Балпеисовой «Фрекен Жюли» по пьесе А. Стриндберга на сцене Первой студии Вахтанговского театра.
 
В 2017 году Гульназ Балпеисова выпустила спектакль «Горе от ума» по пьесе А. Грибоедова в Государственном академическом русском театре драмы им. Лермонтова (Алматы, Казахстан). 
Тематика:   Гульназ Балпеисова,  режиссер,  театр
https://liter.kz/ru/articles/show/34269-gulnaz_balpeisova_v_kazahstane_pochuvstvovala_sebya_chackim

Категория: Театр им. Лермонтова | Добавил: Людмила (16.07.2017)
Просмотров: 74 | Теги: Балпеисова | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Театр им. Лермонтова [14]
Театры Казахстана [24]
"Аплодисменты - мой рай и ад" [17]
Авторы: Людмила Мананникова, Татьяна Темкина. Книга выпущена в издательстве «Жибек жолы» в 1998 г.
"Объяснение в любви" [9]
Людмила Варшавская. РИИЦ «Азия». 2008 г.
"Я родом из ТЮЗа" [34]
Людмила Мананникова. Типография «Искандер». 2010 г.
Портреты [3]
Персональный блог Людмилы Мананниковой [5]
Русский театр драмы им. Горького [3]
Астана-опера [4]
Персональный блог Миры Мустафиной [3]
Театр оперы и балета им. Абая [1]
Персональный блог Елены Брусиловской [1]
Память [2]
Новости Росконсульства [4]
Поделиться
Театр
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Облако тегов
    Обратная связь
    Имя отправителя *:
    E-mail отправителя *:
    Web-site:
    Тема письма:
    Текст сообщения *:
    Оценка сайта:
    Код безопасности *:

    Статистика

    Copyright MyCorp © 2017
    uCoz