Четверг, 23.11.2017, 06:24
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА
Главная » Статьи » ТЮЗ им. Н.Сац

В НЕМ ПОДКУПАЛО УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К АКТЕРУ

Более 30 лет отдал тюзовской сцене актер Вячеслав Семенович Бычук.
Хорошо помню его Леонидика в спектакле Нелли Воронковой «Мой бедный Марат», общественного обвинителя Шелагина в «Судебной хронике» А. Светлова, Вадима Каретина в «Рассудите нас, люди» и Скотинина в «Недоросле»…
Все роли перечислять бессмысленно – их было более ста.
Если подытожить свои впечатления от встреч с актером, я ловлю себя на чувстве какой-то стабильности, узнаваемости, домашности, если хотите. Играет в спектакле Бычук, значит, все будет хорошо, качественно, я не разочаруюсь в спектакле, уйду домой, полная впечатлений.
Бычук – один из тех актеров, которые составляют ядро театра, считал режиссер. Его стержень, его ведущая черта – надежность. Без громких слов он аккуратно, изо дня в день делает свое творческое дело. Причем какую бы невыигрышную роль ни получил, он ее «дожмет», провала не допустит. «Зануда» невероятный. Но зудит, зудит и, смотришь, вызудит талантливую вещь…Как ни странно, Вячеславу, человеку положительному – начитанному, обязательному, культурному, доброжелательному, как правило, доставались роли отрицательные, требующие большой работы, скрупулезного изучения персонажей, перевоплощения.
Вот в «Недоросле» грубоватый и хамоватый Скотинин носится с дубинкой за Митрофаном. Поражала сочность игры Бычука, точность жеста, интонации, мимики. С каждым появлением на сцене фигура Скотинина как бы укрупнялась, обретала к финалу мощь символа.
– Помню театрализованное представление, посвященное двадцатилетию Победы, – вспоминает Любовь Ивановна Бойченко. – Мы изображали сцену клятвы молодогвардейцев, а Бычук читал ее текст. Но как читал!.. Даже нас, актеров, потрясло его чтение… В «Униженных и оскорбленных» я репетировала роль Наташи. Роль давалась трудно. Осмыслить все, что предлагал режиссер и что требовала роль за время репетиции, я не успевала. А у нас с Бычуком сцены парные. И каждый раз после репетиции я просила его: «Слава, давай пройдем еще раз». Репетиция выматывала всех нас порядком, но он ни разу не отказался со мной работать.
Интересны впечатления молодого актера А. Марковского, игравшего роль Бальзаминова, записанные писателем и журналистом Адольфом Арцишевским, работавшим в то время заведующим литературной частью ТЮЗа:
– Эпизод с Неуеденовым, которого играл Вячеслав Семенович, – один из ключевых в спектакле, он требовал от меня, исполнителя главной роли, огромного напряжения. Не знаю, в чем тут дело, но само присутствие на сцене актера ранга Бычука это напряжение, эту скованность как бы снимало. Работать рядом с таким мастером было и поучительно, и интересно. В нем подкупало уважительное отношение к партнеру. Какие бы трудности ни преодолевал он в своей работе, он никогда не был занят только самим собой – старался помочь мне играть.
– Ну не мог он плохо сыграть и все тут! – соглашался с ним Рубен Суренович Андриасян. – Такое уж у него было повышенное чувство ответственности. Есть актеры, которые вроде бы и играют хорошо, но на себя играют, а поэтому тянут спектакль назад. А Бычук не себя «разыгрывает», а задачу спектакля. Мне, режиссеру, хочется отметить еще одну очень приятную черту этого актера – жадность к замечаниям. Все после очередной репетиции торопятся быстрее освободиться, а он высидит репетицию до конца и буквально выпросит у режиссера замечания. Он не боялся выглядеть незнающим человеком, хотя это был один из самых начитанных в театре актеров.
«Зритель заходит как бы в судебный зал и становится прямым участником судебного разбирательства, – пишет Я. Широков в статье «Волнующий спектакль» в газете «Ленинский путь» 3 июня 1967 г. – К нему обращаются общественный обвинитель, судья, прокурор, его пытаются разжалобить подсудимые. Временами даже забываешь, что это всего лишь представление, а не явь… Артист В. Бычук, исполняющий роль общественного обвинителя Шелагина, нигде не сбивается на резонерство, хотя много рассуждает. Он ищет истину – в этом пафос роли. Он хочет понять, как звериное побеждает порой в человеке… Бычук создал запоминающийся образ беспокойного человека, озабоченного судьбами молодого поколения. «Судебная хроника» занимает заметное место в ряду спектаклей, показанных Алма-Атинским театром кустанайскому зрителю. Она пробуждает много мыслей, желание бороться со злом».
– В 1962 году я окончила заочное отделение Московского ГИТИСа, театроведческий факультет, – говорит вдова актера Ната Феликсовна Бычук, полвека работавшая в театре – педагогом, заведующей педагогической частью, заместителем директора. – Мне рассказали, что к нам в Алма-Ату, в ТЮЗ, едет работать очень интересный выпускник ГИТИСа, самый одаренный на курсе. Узнала его имя – Слава Бычук. Этот год у нас вообще был очень богатым на актеров. К нам приехали Анатолий Тарасов, Сергей Печорин, Гавриил и Люба Бойченко. Как ни странно, именно в этом году работников театра послали в пригород Алма-Аты на сбор яблок, хотя раньше подобное не практиковалось. И в шикарном яблоневом саду, где зрел наш знаменитый апорт, мы почему-то оказались со Славой рядом.
Я ему рассказывала о яблоках, а он – свою биографию. Родом он из Оренбурга, школу оканчивал в Хромтау. Когда был школьником, участвовал в олимпиаде в Алма-Ате, которая по замечательному стечению обстоятельств проходила в здании ТЮЗа. Город и театр ему понравились, и когда на распределении ему предложили на выбор наш ТЮЗ или театр Аркадия Райкина в Ленинграде, он выбрал ТЮЗ.
Там, на яблоках, в этом «саду Эдема», и начался их «роман», который продлился целых 32 года. Уже в ноябре в театре все дружно справляли свадьбу «главной активистки» Наты Мозырь и актера Вячеслава Бычука. Ната и Слава были счастливы, будущая жизнь казалась им безоблачной и полной надежд, ведь рядом с ними был их любимый театр!
Активистка Светлана Сагалович сочинила своей подруге такое поздравление.
…Ты не такою помнишься,
как ныне,
Для каждого,
кто был с тобой знаком,
Запомнилась
ты в платье
темно-синем,
С косичками
короткими торчком.
Все знали, где и как
ты повернешься,
И что ты скажешь,
и о чем вздохнешь,
В каком ты месте
просто улыбнешься,
В каком ты месте
просто… заревешь.
Недаром говорится
в умных книжках,
Что школьной дружбе
только дружбой быть,
И активисткам,
позабыв
про активистов,
Других ребят
положено любить!
Так что случилось?
Впрочем,
все возможно:
«Попался»
самый трудный
активист!
Но рады мы,
заметив осторожно,
Что Он – артист!
Порадуемся мы:
в театре
Все годы нашей
юности прошли.
И счастливы
мы будем,
если завтра
Придут в театр
наши малыши…
Пусть кое-кто твердит,
Что на три части
Им счастье поделить
никак нельзя!
Придется поделиться! Ведь в педчасти
Есть у Наташи
важные дела!
– Пунктуальность во время работы над ролью была для Славы очень важна, – продолжает Ната Феликсовна. – Он был очень дотошным в работе. Дома мы часто с ним обсуждали роли, особенно когда шли репетиции. Я высказывала свою точку, подсказывала ему какие-то мелкие детали. И еще Вячеслав любил разыгрывать актеров, некоторые его розыгрыши были просто классическими… С одинаковой ответственностью Вячеслав Бычук играл во всех спектаклях, любил утренники. Помню, как он дома репетировал Осла из спектакля «Кот в сапогах». «И-а! И-а!» – учился произносить он. Наш сын Вова тогда был очень маленьким, но, понятно, все впитывал в себя, как губка. Потом, когда Вовке было три года, в музее парка имени 28 гвардейцев-панфиловцев (теперь там восстановили Собор), была большая выставка. Там был вывешен портрет Славы в роли Осла, и сын закричал во всеуслышание: «Папа, папа, ты ослом работаешь!» Для Вячеслава это был очень дорогой комплимент.
Вячеслав Семенович Бычук был актером, словно призванным играть для ТЮЗа. Одинаково старательно репетировал и большие, и маленькие роли, и порою из самой незначительной роли делал маленький шедевр. Такими были, например, его Поступающий в «Старшей сестре», Дама в «Мой брат играет на кларнете», Шкуро в «Олеко Дундиче».
А еще он играл – Меркуцио в «Ромео и Джульетте», «От автора» – в спектакле «Два выстрела», Тютчева – в «Сквозь грозы», Трактирщика в «Обыкновенном чуде»…
– Когда друзья собрались отметить девять дней со дня кончины актера, – вспоминает Ната Феликсовна, – у нас в доме много смеялись – вспоминали его шутки. Хотя всем, конечно, было очень тяжело, и мне в первую очередь. Уход в 62 года – это слишком рано…
Очень много работал Бычук на радио, телевидении, вел праздничные демонстрации и правительственные концерты. У него были просто великолепный голос, дикция.
И сейчас, когда зрители приходят в ТЮЗ, перед открытием занавеса их приветствует В. С. Бычук, вернее, звучит его потрясающий голос, записанный на пленку.
Вот и все, что мне хотелось рассказать об актере Вячеславе Семеновиче Бычуке, вспомнить этого замечательного человека. Из таких актеров, как он, и складывался долгими годами наш любимый ТЮЗ, театр, который до сих пор помнят его поклонники.

Категория: ТЮЗ им. Н.Сац | Добавил: Людмила (16.09.2015)
Просмотров: 213 | Теги: Вячеслав Бычук | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
ТЮЗ им. Н.Сац [40]
Театр [126]
Поделиться
Театр
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Облако тегов
    Обратная связь
    Имя отправителя *:
    E-mail отправителя *:
    Web-site:
    Тема письма:
    Текст сообщения *:
    Оценка сайта:
    Код безопасности *:

    Статистика

    Copyright MyCorp © 2017
    uCoz